Отделка

История строительства железных дорог

02.06.2019, 09:08

Официальная история российских железных дорог ведет свой отсчет с 1837 года (более 175 лет), когда была открыта Царскосельская железная дорога. Она связала между собой Санкт-Петербург, Царское Село, Павловск.

Хотя общеизвестно, что строительство железнодорожных линий в России начато было гораздо ранее, на рубеже 18-19 вв. С их помощью перевозили руду с рудников Алтая и Урала на заводы. По деревянным рельсам двигались деревянные же вагонетки.

Новый импульс развитие железнодорожного транспорта получило в 1834 году с изобретением паровоза братьями Черепановыми, крепостными механиками. За год до этого Мирон был отправлен в Англию именно для изучения устройства таких дорог. В 1833-34 гг. , по его возвращении, был создан первый паровоз в России, в следующем году еще более мощный. Братья получили вольные.

Но бурное развитие железнодорожное строительство России получило именно после открытия Царскосельской дороги, ибо высокими чинами опыт постройки был признан удачным и император Николай I издает указ о начале строительства дороги, которая самым коротким маршрутом свяжет Санкт-Петербург и Москву. Строительство растянулось на 8 с половиной лет, но обошлось не очень дорого, ибо активно применялся труд крепостных, поточный метод производства и нестандартные инженерно-экономические решения.

Параметры строительства этой дороги сохранились до сегодняшнего дня. Официальное открытие – 1 ноября 1851 года.

Еще в 1826 году был введен в действие Александровский чугунолитейный завод, который со временем стал одним из основных поставщиков составов для строящихся дорог. В 1845 на заводе выпустили первый российский паровоз, но в целом, по уровню развития железнодорожных сообщений Россия сильно уступала Европе. Многие ученые указывают, что низкий уровень развития железнодорожного строительства был в числе причин проигрыша России в Крымской войне.

Александр II издал указ о создании железнодорожной сети, в скором времени протяженность веток составляла уже 4000 километров. Некоторые из этих дорог имели важное экономическое и стратегическое значение.

В историю строительства железнодорожных линий золотыми буквами вписано имя С. Ю. Витте, видного российского государственного деятеля, Министра путей сообщения. Работая в ведомстве он осуществил реформу железнодорожных тарифов, сумел ликвидировать скопления неперевезенных грузов, что стало уже почти обычным явлением. Одной из самых продуктивных его идей стала идея о создании Транссибирской магистрали, соединившей всю Российскую империю, с востока на запад. Строительство началось еще в 1891 году и продолжалось 10 лет. Руководили опытные инженеры О. П. Вяземский, А. И. Меженников, К. Я. Михайловский, А. И. Урсати и др. Несмотря на то, что в строительстве применялся в основном ручной труд, темпы были достаточно высоки – до 740 километров в год. Постройка мостов через крупные сибирские реки также требовала нестандартных конструкторских решений и определенной смелости инженеров. Таким образом, вся история железнодорожного строительства в России, наглядно иллюстрирует, что сеть, получившая бурное развитие в 19 веке, стала базой для развития современных российский железных дорог.